О свободных книгах в пианино и чемодане… Об авторском труде…

Труд автора, как и любой другой, стоит денег. Только распоряжаются результатми своего труда авторы по-разному. Вот, к примеру, Пауло Коэльо собственные книги бесплатно распространяет с помощью BitTorrent и других файлообменных сетей. Писатель даже завел блог, в котором публикует ссылки на свои книги, выложенные в сети. Такое, казалось бы, странное поведение сам Коэльо объясняет просто. По его мнению, электронный вариант помогает пользователю определиться, стоит ли покупать книгу. И как один из аргументов приводит тот факт, что в 2001 году после выкладывания в свободный доступ русского перевода романа «Алхимик», продажи увеличились с 1 тысячи до 100 тысяч копий в год. Спорить с писателем трудно. С одной стороны, я знаю многих it-шников, которые настолько привыкли читать с монитора, что не помнят, когда держали в руках настоящую книгу (мой хороший друг — филолог — называет такую публику придатками компьютера 🙂 ). С другой — я сам скорее предпочту почитать качественную полиграфию, чем сидеть перед монитором.

В любом случае право распоряжаться своим детищем принадлежит автору. Ну или издателю, заплатившему автору за это самое право. Но никак не посторонним людям. Тем не менее, авторское право нарушается на каждом углу. Причем помимо тривиальных случаев есть и любопытные варианты. К примеру, существует целое движение буккроссеров по всему миру, суть которого сводится к следующему: прочитал книгу — дай прочитать ее другому, отпусти ее в свободное плавание. В разных городах страны есть специальные книжные полки, на которых можно оставлять книги с уверенностью, что они не попадут в руки к дворнику. Кроме того, на буккроссерских полках можно найти чужие свободные книги. Зачастую в жизни эти самые полки и полкой-то не назовешь. К примеру, в Киеве роль полки в разных заведениях выполняют пианино и чемодан. Каждая книга, прежде чем быть оставленной для новых читателей, регистрируется на сайте, помечается и снабжается соответствующими пояснениями где-нибудь на форзаце или на титульном листе. Забавно, в чем-то даже романтично. Я даже не могу для себя определиться, как относиться таким нарушениям авторского права. И вообще — является ли это нарушением? Не уверен.

Зато совершенно уверен, что сканирование и выкладка в сети — это явное неуважение к автору. Недавно взял с собой в самолет две книги на одну и ту же тему — продвижение сайтов. Первую называть не стану, скажу лишь, что издана белорусской вебстудией, оказывающей SEO-услуги. Признаться, когда я первый раз ее перелистал, то поспорил ~~на ящик пива~~ с директором студии (и соавтором по совместительству), что как минимум на 7 из 10 случайных разворотов книги я найду ошибки.

Вторая книга — «Продвижение сайта в поисковых системах» Ашманова и Иванова. Хорошо составлена, грамотно написана, продумана вплоть до предметного указателя. Разумеется, особых тайн авторы не открыли, но для начинающих — то, что нужно, ничего лучше не найти. (Заметьте, пишу вполне искренне — даже никакой партнерской ссылки на книжный инетрнет-магазин не даю). Возможно, всему виной контраст, но я попытался для себя представить, сколько же усилий требуется для подготовки хорошей, КАЧЕСТВЕННОЙ книги. Структурирование информации, изложение на доступном языке, корректорская вычитка, решение вопросов с издательством… Это действительно большой объем работы. Представьте, что чувствует автор, когда после стольких трудов его книгу выкладывают в открытый доступ. А с книгой Ашманова и Иванова именно так и поступили. Некоторые еще и в блоги ссылку запустили.
Все-таки книжный читатель — существо эгоистичное и неблагодарное. 🙁 Утолив свой голод, он не испытывает никаких чувств к автору и чаще всего даже не задумывается о затраченных на книгу усилиях. Да и в самой выкладке книги в сеть нарушение авторских прав как-то не столь очевидно. Обратите внимание — блогеры, первыми выложившие ссылку на книгу, до прямого плагиата обычно не скатываются. Помните нашумевшую историю про успехи Radiohead? Они выложили в открытый доступ свой альбом, предложив пользователям либо заплатить сумму по своему усмотрению, либо скачать бесплатно. Вот хоть убейте, не верится, что подобное могло бы произойти с книгами. По крайне мере в нашей стране…

3 комментария

  1. Tod, 10. апреля 2008, 11:02

    С книгами практика РадиоХэд полюбому бы не прокатила, потому что мп3 — формат массовый, а в литературе хорошим тоном считается чтение настоящей физическо-реальной книги. Я кстати «Алхимика» в свое время также читал в электронном варианте, тем не менее, предпочитаю книги в печатном формате — электронные какие-то не такие, не живые. Правда, я читаю не так много:)

     
  2. LeXAos, 12. апреля 2008, 13:22

    >книжный читатель — существо эгоистичное и неблагодарное. Утолив свой голод, он не испытывает никаких чувств к автору и чаще всего даже не задумывается о затраченных на книгу усилиях

    а помоему все чувства к автору были выражены уже самим фактом покупки книги. какие ещё чувства вы хотите? все усилия автора — уже оплачены. книга — куплена. вы мне её продали.. причем за цену которую сами же назначили. я у вас её не украл. извините но теперь она моя.
    и уж что я с ней делать дальше.. моё полное право самому решать..))

     
  3. The end, 12. апреля 2008, 15:18

    Не передергивайте 😉

    и уж что я с ней делать дальше.. моё полное право самому решать

    В пределах определенных рамок. Вы можете поставить книгу на полку, можете порвать на самолетики или на растопку мангала — это ради бога. Но вы НЕ можете сканировать и выкладывать ее в сеть!

     

Write a comment: